Конкурс экопроектов онлайн
В условиях пандемии коронавируса актуальным стало онлайн просвещение и образование. Школьники и студенты переходят на дистанционное образование. Взрослые – работают в удаленном режиме. Несмотря на режим изоляции, экологические проблемы в России и мире не теряют своей актуальности, поэтому важно продолжать развивать проекты в сфере экологической культуры и просвещения.
Этот конкурс проводился впервые. Конкурс был организован для того, чтобы поддержать экоактивистов и показать, что даже в условиях пандемии и изоляции есть возможность проявить свою активную экологическую позицию, заниматься экологическим просвещением и воспитанием.
На конкурс было подано более 400 заявок из 59 регионов России и Республики Беларусь. Все они были реализованы в период самоизоляции. Победителями был выбран 31 проект.
В рамках торжественного собрания в честь Дня эколога, проведенного Фондом имени В.И. Вернадского и Всероссийским обществом охраны природы, названы проекты – победители Конкурса экопроектов онлайн.
ПОБЕДИТЕЛЬ
Проект: «Объединяемся! Рисуем! За здоровье природы голосуем!», Экологический арт-проект «С кем из животных ты можешь сравниться: кто тебе ближе - зверь или птица?»
Организация: КГБУК «Зоосад “Приамурский”им. ВП. Сысоева», г. Хабаровск
Что может сделать зоопарк, чтобы привлечь внимание детей и подростков к Дню экологических знаний и Международному дню биоразнообразия, если двери зоосада закрыты? В Хабаровском крае нашли ответ на этот вопрос – для воспитанников детских домов и ребят с ограниченными возможностями здоровья здесь организовали веселые конкурсы в соцсетях. Школьники рисовали экологические эмблемы на своих ладошках и при помощи аквагрима превращались в любимых животных. Фотографии ребят и их работ получились такими яркими и позитивными, что привлекли к конкурсу сотни участников и несколько тысяч зрителей и болельщиков. Опыт арт-терапии оказался очень полезным для всех друзей зоосада и позволил привлечь внимание к экологическим датам широкую аудиторию соцсетей.
ПОБЕДИТЕЛЬ
Проект: Разработка концепции экологической оценки жизненного цикла для перспективных технологий производства низкоуглеродного водорода
Организация: ООО «Газпром ВНИИГАЗ», г. Москва
В свете ратификации Россией Парижского соглашения об изменении климата, увеличилось внимание к низкоуглеродным источникам энергии и, в частности, к водороду, как энергетическому ресурсу. Промышленные экологи тоже не теряют время в изоляции, их проект посвящен разработке методов использования низкоуглеродного водорода и оценке экологической эффективности технологий его получения.
ПОБЕДИТЕЛЬ
Проект: Эколого-просветительская онлайн-акция «Республиканский экологический диктант»
Организация: Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики
В Международный день Земли, 22 апреля, в Удмуртии прошел экологический диктант, в котором приняли участие более трех с половиной тысяч человек из всех районов республики и других регионов России.
Тест из 25 вопросов включал темы: «Экология и охрана окружающей среды», «Экологичный образ жизни», «ООПТ и Красная Книга региона». Самому юному из участников было 5 лет, самому старшему – 72 года.
ПОБЕДИТЕЛЬ
Проект: Фотокросс «В объективе – птицы»
Организация: БУ «Национальная библиотека Чувашской Республики», Минкультуры Чувашии
Фотокросс был организован в рамках Весенней декады наблюдений за птицами. Участники фотокросса представили около 600 разнообразных снимков птиц. Условием конкурса было определить запечатленную на фото птицу и дать краткую информацию о ней. По итогам фотокросса в социальной сети ВКонтакте была организована работа виртуального фото музея.
ПОБЕДИТЕЛЬ
Проект: Необыкновенные путешествия в обыкновенный лес
Организация: МБОУ ДО «Дом детского творчества» Калтанского городского округа Кемеровской области
Руководитель проекта – Локтев Валерий Алексеевич, педагог дополнительного образования, в течение карантинного периода записал для юных экологов 40 занимательных видеоуроков. Ролики посвящены широкому кругу тем: ботанике, географии, геологии, растениям и животным Красной книги, экологии здоровья и пользуются большой популярностью у школьников всех возрастов.
ПОБЕДИТЕЛЬ
Проект: ВЕЛОSTOP
Организация: МБОУ СОШ №69 г. Ижевск, Удмуртской Республики
Ребята задумали, спроектировали и построили велопарковку на территории своей школы. Для Ижевска это первый опыт школьной велопарковки. Участники проекта применили творческий подход, использовали вторичное сырье и собственными силами создали привлекательный объект, который радует глаз, служит призывом к здоровому образу жизни и хорошим примером для других образовательных учреждений.
ПОБЕДИТЕЛЬ
Проект: Моя клумба
Организация: ГКО специальное учебно-воспитательное учреждение г. Октябрьска, Самарская область
Руководитель проекта - Смирнова Ольга Николаевна, учитель географии и информатики, работает с детьми, которых принято называть «трудными». Преподаватель предложила ребятам проект по благоустройству пришкольной территории. Эта идея объединила подростков, позволила им почувствовать себя командой, в реальном деле проявить фантазию, инициативу, трудолюбие, получить новые знания. В результате старшеклассники создали комфортную зону отдыха для всей школы, которую теперь точно будут поддерживать в порядке и развивать.
ПОБЕДИТЕЛЬ
Проект: Онлайн квест «Марш парков - 2020»
Организация: ГБУ «Национальная детская библиотека Республики Коми им. С.Я. Маршака», Республика Коми
Библиотека – региональный координатор международной акции «Марш парков», Центра охраны дикой природы в Республике Коми.
В этом году событие перевели в онлайн режим, но оно не потеряло масштаб и яркость. Любимым занятием в экоцентре стало разгадывание квестов, поэтому для ребят разработали и провели квест о заповедниках в дистанционном формате. Задания размещались в течение недели в официальной группе библиотеки вКонтакте. В квесте приняли участие школьники Республики Коми и других регионов страны. Общее число людей вовлеченных в проект – более 11 тысяч.
ПОБЕДИТЕЛЬ
Проект: Zero Waste без фанатизма
Организация: Волонтерский центр ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», г. Екатеринбург
Студенты разработали и провели онлайн марафон по внедрению экологических привычек. В течение 30 дней каждый из участников марафона выбирает, формирует и закрепляет в своей жизни по две экологические привычки. Тренеры, ежедневная поддержка, рассылка с полезной информацией и командная работа помогают участникам эффективно достигать своих целей.
Через месяц жизнь участников и их близких становится более экологичной – раздельный сбор отходов, здоровая еда, активный образ жизни, осознанное потребление входят в привычку и не отнимают много сил.
ПОБЕДИТЕЛЬ
Проект: Обитатели Лосиного острова
Организация: Национальный парк «Лосиный остров»
Как можно посетить экскурсию по национальному парку в период самоизоляции? Сотрудники национального парка «Лосиный остров» разработали виртуальную экскурсию-викторину. В процессе игры участники знакомятся с историей создания национального парка, его флорой и фауной. Теперь природную территорию можно посетить из любого уголка России.
ПОБЕДИТЕЛЬ
Проект: «Чудо-доктора» и «Зелёный щит школы»
Организация: Эколого-туристско-краеведческий отряда «Эврика»,
ГОУ ЛНР «Лутугинский УВК школа-лицей»
Фотографии, простые понятные стихи, подобранные учениками школы, помогают узнать цветы и травы, запомнить их названия и лечебные свойства. И когда в поле, на лугу или в парке ребята видят такие растения – они смело говорят «Я тебя знаю!»
Проект "Зелёный щит школы" включает, в первую очередь, создание экологической тропы. Ученики 5-7 классов во время карантина подбирали информацию о древесных растениях, произрастающих на территории школы.
На основании присланных материалов члены отряда подготовили презентации, которые размещены на сайте школы.
ПОБЕДИТЕЛЬ
Проект: III Открытый школьный интерактивный фестиваль «День Земли»
Организация: ГБОУ средняя общеобразовательная школа №403 Пушкинского района Санкт-Петербурга
Фестиваль «День Земли» проводится уже третий год и первый раз онлайн формате.
Программа Фестиваля – это 26 открытых интерактивных событий, разработанных сотрудниками школы: тематические викторины, кроссворды, экологические игры, виртуальные выставки, библиотека видео лекций и открытая площадка презентаций школьной конференции.
Открытый дистанционный формат существенно расширил аудиторию Фестиваля, сделал доступным участие ребят, которым обычно трудно прийти в школу из-за особенностей здоровья или загруженного расписания.
ПОБЕДИТЕЛЬ
Проект: Онлайн-квесты Биологического музея
Организация: Государственный биологический музей им. К.А. Тимирязева, г. Москва
Специально для поддержания эмоционального комфорта в условиях дистанционного обучения и удаленной работы Биологический музей разработал и разместил на своем сайте онлайн-квесты на темы экологической культуры, сохранения благоприятной окружающей среды и здоровья человека.
Разработана и успешно внедрена новая интерактивная программа, которая отражает готовность музея адаптироваться под меняющийся мир и соответствовать тенденциям в международной практике.
Сейчас на сайте доступно два квеста: «Весенний квест» и «Жизнь в каменном веке».
ПОБЕДИТЕЛЬ
Проект: «Информационно-просветительский проект КРУПНЫЙ ПЛАН: доступные полнотекстовые (российские и зарубежные) ресурсы по экологии»
Организация: Государственная научно-техническая библиотека России, г. Москва
Экологическая тематика широко представлена во многих российских и международных информационных ресурсах открытого доступа. Однако выделение ее из общего информационного потока требует времени и навыков. Созданный ресурс «Крупный план» фокусирует внимание пользователей на полнотекстовых русско- и англоязычных ресурсах по вопросам экологии, природопользования и устойчивого развития. Под рубрикой «Легкое чтение (научной литературы)» пользователям предлагаются публикации из фонда библиотеки, с целью формирования интереса к чтению научной литературы.
ПОБЕДИТЕЛЬ
Проект: Образовательно-просветительский сайт экологической направленности «#СИДИМДОМА и ИССЛЕДУЕМ окружающую среду»
Организация: Лицей № 86, г. Ярославль
Образовательно-просветительский сайт «#СИДИМДОМА и ИССЛЕДУЕМ окружающую среду» прекрасный пример того как учитель биологии может увлечь исследованиями школьников на карантине.
На сайте ребята могут выбрать одну из 10 тем исследовательских проектов, и выполнить работу экологической направленности, даже не выходя за пределы дома и не имея специального оборудования. В итоге школьники приобретают бесценный опыт самостоятельного научного исследования, получают отличные оценки и, возможно, представят результаты своей работы на конкурсах и конференциях. На главной странице сайта имеется форма обратной связи, при заполнении которой каждый ученик может получить консультацию педагога в случае затруднения.
ПОБЕДИТЕЛЬ
Проект: Экологическая тропа
Организация: КГБУСО «Артёмовский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних», Приморский край
Центр и сейчас продолжает заботиться о своих подопечных – детях в трудной жизненной ситуации и с особенностями здоровья. Во время карантина в центре был разработан и проведен цикл познавательных занятий. Воспитатели развивают у детворы навыки правильного поведения в природной среде, учат ухаживать за растениями и животными, знакомят с ролью живой природы в жизни каждого человека и нашей планеты.
ПОБЕДИТЕЛЬ
Проект: Экология здоровья дома
Организация: МБДОУ «Детский сад №19» муниципального образования - городской округ город Касимов, Рязанская область
С самого детства мы только и слышим – нужно мыть руки, фрукты и овощи. А почему? Сейчас это нужно знать всем, даже дошколятам!
Воспитатель включила детей и их родителей в творческую игру с интересными заданиями. А чтобы ребята не скучали по друзьям во время карантина, малыши записывают ролики с результатами заданий и выкладывают в Ютуб, поддерживая и общаясь друг с другом.
ПОБЕДИТЕЛЬ
Проект: Экология - наше будущее
Организация: ООО «Газпром трансгаз Самара»
С 28 марта по настоящее время Газпром трансгаз Самара при участии Совета молодых ученых и специалистов Общества реализует онлайн-проект по экологическому просвещению для детей и взрослых.
Проект включает разработку и распространение уникальных методических и образовательных материалов, инфографики, игр, видеоуроков, направленных на повышение уровня экологической культуры сотрудников Общества и членов их семей. Тематика материалов разнообразна: раздельный сбор отходов, энергосбережение в быту, экомаркировка и многое другое.
Общий охват аудитории составил более тысячи человек.
ПОБЕДИТЕЛЬ
Проект: «Лаборатория дистанционного обучения Ямальской исследовательской школы: карантин закончится, знания останутся!»
Организация: МБУДО «Детская Экологическая станция» г. Новый Уренгой и
ООО «Газпром добыча Ямбург»
Проект посвящен формированию дистанционной образовательной̆ среды для углубления знаний по геологии, палеонтологии, экологии и другим направлениям деятельности экологической станции. Создание онлайн-программы стало возможно благодаря опыту системной работы в традиционном формате, технической оснащенности, но главное – богатой и разнообразной учебной базе ЭКОстанции, которая включает: животных, растения, палеонтологическую и геологическую коллекции. Переход на дистанционный формат выразился в создании цикла из шестидесяти образовательных и познавательных видеолекций и экскурсий. Общее число просмотров перешагнуло отметку в 35 тысяч, что говорит о высоком качестве и большой востребованности такой работы.
ПОБЕДИТЕЛЬ
Проект: Экологическая тропа
Организация: «Детский сад общеразвивающего вида №31» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
Проект представляет собой подготовку к летнему периоду, совместную разработку «Экологической тропы» на территории детского сада. В проекте участвуют педагоги и дети, которые продолжают посещать детский сад в «Дежурных группах», а также родители с детьми, которые находятся на самоизоляции.
ПОБЕДИТЕЛЬ
Проект: Красивые фиалочки моей любимой бабушки!
Организация: МБУДО Центр «Радуга» г. Волгодонск
Проект выполнила ученица четвертого класса Тешабаева Аня. Школьница постигает основы выращивания фиалок. А учит её цветоводству бабушка. Этот проект удивительный и вдохновляющий пример, как взаимная любовь и уважение выражаются в цветах и дарят радость окружающим. Аня очень грамотно описывает бабушкин опыт цветоводства и уже скоро сможет передать его дальше, своим одноклассникам и друзьям.
ПОБЕДИТЕЛЬ
Проект: Простые правила, как сделать планету чище!
Организация: ООО «Газпром трансгаз Саратов»
Проект «Простые правила, как сделать планету чище!» реализован в период самоизоляции детьми работников Газпром трансгаз Саратов. Идея проекта – простыми доступными словами рассказать людям, как можно сохранить окружающую среду, не прилагая для этого особых усилий.
Самое интересное, что дети самостоятельно выбирали темы и проводили исследования, затем предлагали пути решения той или иной проблемы.
ПОБЕДИТЕЛЬ
Проект: Тематический Натуралистки гид « Сохраним природу Карелии»
Организация: Карельский республиканский Совет Всероссийского общества охраны природы
В рамках республиканского проекта подготовлено 2 специальных выпуска виртуального гида «Сохраним природу Карелии», приуроченных к важным экологическим датам и посвящённых экологическим проблемам современности на местном, национальном и глобальном уровнях.
ПОБЕДИТЕЛЬ
Проект: Экологический онлайн проект «БЕРЕГИ БЕЛГОРОДЧИНУ С НАМИ!»
Организация: ООО «Центр Экологической Безопасности» Белгородской области
Вниманию белгородцев представлены информационные видеоролики о полезных экологических привычках, проблеме ликвидации свалок, о необходимости оплаты услуги «обращение с твердыми коммунальными отходами».
В продолжение проекта, ролики предполагается транслировать в общественном транспорте, МФЦ, а также в образовательных учреждениях области на экологических занятиях.
ПОБЕДИТЕЛЬ
Проект: EcoToday
Организация: Технопарк «Кванториум», г. Орёл
В период самоизоляции на сайте детского центра был организован онлайн-лекторий для детей. Для этого был разработан и опубликован комплекс видео лекций на экологическую тему. Организована онлайн библиотека статей, затрагивающих актуальные экологические вопросы. Сформирован банк эко-проектов, реализуемых в детском центре. Учащиеся более 30 школ города Орла ознакомились с материалами, опубликованными в рамках эко-недели.
ПОБЕДИТЕЛЬ
Проект: «Создание дизайнерского проекта и информационного стенда «Обустройство территории храма Спаса Нерукотворного и площадки родника в селе Копцево Калужской области»
Организация: ОЧУ «Газпром школа»
Учащиеся школы уже несколько лет активно сотрудничают с храмом Спаса Нерукотворного в селе Копцево Калужской области. Школьники проводят субботники, занимаются благоустройством территории.
В период самоизоляции 8-классница Анна Булыгина вместе с семьей разработала дизайн-проект благоустройства территории, прилегающей к Храму и площадки родника.
На основе данных по составу почвы и климатических условий района, Анна подобрала растения для посадки. Школьница сделала макет информационного стенда об истории храма, результатах химического и микробиологического анализа воды в источнике и предстоящем изменении облика прихрамовой территории. Все материалы переданы руководству храма, для реализации дизайн-проекта.
ПОБЕДИТЕЛЬ
Проект: Интерактивная образовательная экологическая тропа «Знакомство с экологией»
Организация: Международный государственный экологический институт имени А. Д. Сахарова Белорусского государственного университета, Республика Беларусь
Интерактивная образовательная экологическая тропа «Знакомство с экологией» разработан инициативной группой студентов. Компьютерная игра представляет собой несколько локаций (парк, центр города, речка), рассказ об их экологических проблемах и увлекательные задания для закрепления полученных знаний.
Красочные иллюстрации, грамотная подача информации для детей – хороший пример онлайн проекта.
ПОБЕДИТЕЛЬ
Проект: Научно-популярный ЭКОлекторий для школьников
Организация: ГБОУДО «Московский детско-юношеский центр экологии, краеведения и туризма», г. Москва
Научно-популярный ЭКОлекторий – самый масштабный проект нашего конкурса. Лекторий создан на основе дистанционных технологий и электронного обучения Центра, но в то же время доступен всем школьникам города и страны в целом. За время самоизоляции в рамках лектория прошло восемьдесят одно онлайн-событие – это 120 часов прямого эфира, 23 привлеченных автора, 4.000 уникальных посетителей, более 1.000 полученных вопросов и развернутых ответов, активный рост числа участников экологических акций и олимпиад.
Отдельно на сайте организован блок по обмену опытом и личными успехами ребят в области научно-исследовательской деятельности. Этот масштабный проект не только дает ученикам общие представления о современной экологии как науке и мировоззрении, но и позволяет готовиться к экологическим проектам, конкурсам и олимпиадам. Хочется отметить большое мотивационное значение ЭКОлектория, ставшего продуктивной площадкой онлайн коммуникации в сфере дополнительного образования с возможностью обратной связи с каждым лектором.
ПОБЕДИТЕЛЬ
Проект: «Чистый Север On Air» - Экологический онлайн марафон
Организация: Архангельское региональное молодёжное экологическое общественное движение «Чистый Север - чистая страна», г. Архангельск
На протяжении семи дней в социальной сети «Инстаграм» проходил продуктивный марафон на котором обсуждались цели устойчивого развития, креативные решения экологических проблем, экотуризм, жизнь в стиле «Ноль отходов», роль искусственного интеллекта в решении проблем экологии и другие. Творческий подход к организации марафона привлек много людей неравнодушных к проблемам экологии, а также тех, кто никогда не задумывался, как наши ежедневные действия могут влиять на состояние окружающей среды.
ПОБЕДИТЕЛЬ
Проект: «Не оставим без дворца ни синицу, ни скворца!» - 2020
Организация: Министерство природных ресурсов и экологии Тульской области, Тульская епархия
В этом году Министерство природных ресурсов и экологии Тульской области совместно Тульской епархией провели в онлайн-формате традиционный конкурс скворечников «Не оставим без дворца ни синицу, ни скворца!».
На сайте Красной книги Тульской области были представлены 203 работы от самых маленьких участников из детских садов до творческих коллективов домов культуры. Конкурс определил победителей в трех номинациях: «Оптимальный вариант», «Сказочный дворец», «Лучшая дуплянка».
ПОБЕДИТЕЛЬ
Проект: Карантин: как не перестать заботиться об экологии, находясь дома
Организация: ГБДОУ №144 Центральный район г. Санкт-Петербурга
В рамках проекта маленькие эко-блогеры записывали видеоролики на экологические темы и выкладывали в интернет. На первый взгляд такая работа с детьми может показаться развлечением. Но формат блога, который очень интересен ребятам, используется для обсуждения важных экологических вопросов среди детей и взрослых.
Оргкомитет конкурса:
Миронова Наталья Борисовна
E-mail: mironova@vernadsky.ru
(495) 953-74-65
(495) 953-75-62
Авторы проектов, не вошедших в число победителей Конкурса, получат сертификаты участников в течение месяца.
Оргкомитет эколого-образовательного творческого мероприятия благодарит всех участников и поздравляет победителей Конкурса!